Категории каталога

Мои статьи [7]

Форма входа

Друзья сайта




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пятница, 17.05.2024, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт об археологии www.arheology.ucoz.ru
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Владимир Буров Церковь преподобного Германа Соловецкого ХIХ в.: история и археология часть 1.

 

Владимир Буров
Церковь преподобного Германа Соловецкого ХIХ в.: история и археология

 

1. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОСТРОЙКИ

Со стороны центрального двора Соловецкого монастыря сквозь арку перехода, соединяющую паперть Спасо-Преображенского собора с монастырской ризницей, проглядывает маленькая культовая постройка. Ее низкая двухскатная кровля увенчана небольшой покрытой медью главкой с крестом. Западная стена с двумя прямоугольниками зарешеченных окон и арочным дверным проемом слегка выдается из подклета Троицкого собора. Так сегодня после недавней реставрации фасада1 выглядит церковь прп. Германа, возведенная в 1859 г. и освященная на следующий год 24 мая2.

Исследователи соловецкого зодчества обошли вниманием это внешне невзрачное здание. Между тем, в историческом аспекте перед нами один из важнейших сакральных объектов обители — усыпальница, где в границах несуществующих разобранных древних часовен ХVI–ХVIII вв. располагались могилы трех соловецких святых: Савватия (†1435), Германа (†1484) и Маркелла (†1663). История данной церкви возвращает нас к первым страницам некрополя Соловецкого монастыря.

Иноки Савватий и Герман — первые монашествующие на Соловках — стояли у истока Соловецкой обители. Савватий — монах Кирилло-Белозерского, а затем Валаамского монастыря. Герман проживал при часовне на р. Выг; по сведениям одного из списков Жития, он «был родом из корельских людей»3. В 1429 г. в поисках уединенного пустынножительства Савватий и Герман поселились внутри Соловецкого острова на берегу одного из лесных озер, неподалеку от горы, впоследствии названной Секирной. Здесь они построили кельи, водрузили крест, начали свой духовный подвиг. Через шесть лет, в 1435 г., перед своей смертью Савватий вернулся на материк, где и скончался 27 сентября. Его погребли у часовни на Выгреке в селении Сороке (ныне г. Беломорск). А Герман в 1436 г. возвратился на остров с монахом Зосимой. Они выбрали для житья берег моря неподалеку от того места, где впоследствии и был основан Соловецкий монастырь.

Герман прожил на острове более 50 лет. Житие называет его «аввой», т.е. монахом-старцем. Он был безграмотным, но именно с его слов будущим игуменом Досифеем или другими монахами были сделаны первые записи о пребывании на Соловках прп. Савватия и Зосимы. В связи с этим историки называют прп. Германа автором первой, не дошедшей до нас редакции Жития Зосимы и Савватия. Умер он в 1484 г. в Новгороде, в Антониеве монастыре, куда был послан по делам. Его ученики повезли тело усопшего на Соловки, но, застигнутые распутицей, вынуждены были похоронить старца у часовни деревни Хавроньиной на берегу р. Свирь.

Из трех основоположников Соловецкого монастыря только прп. Зосима почил на Соловках. Это произошло 17 апреля 1478 г. Над его могилой за алтарем деревянной Преображенской церкви была поставлена деревянная гробница — типа часовни. Однако еще ранее Зосима позаботился, чтобы мощи прп. Савватия были преданы соловецкой земле. В 1471 г. по его настоянию гроб с прахом Савватия перевезли в Соловецкую обитель, где погребли «за алтарем деревянныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы»4. Здесь, согласно Житию, над его ракой Зосимой была воздвигнута деревянная постройка, которую источники именуют гробницей. В 1489 г. братия перевезла в Соловецкий монастырь и гроб прп. Германа. Он был встречен с великой честью и «погребен честно подле гроба Савватия»5. На то, что Германа захоронили непосредственно в деревянной гробнице Савватия, прямо указал и поздний Соловецкий летописец 1833 г.: «... нетленные мощи преподобного Германа из веси Ховроньиной были перенесены в Соловецкий монастырь и погребены с почестию близ гроба Савватия чудотворца на правой стороне церкви святителя Николая в часовне»6.

Исторические документы хранят полное молчание о дальнейшей судьбе деревянных гробниц Савватия и Зосимы. В частности, не ясно, сгорели ли они во время мощного пожара 1538 г., уничтожившего практически всю обитель. Исследователь А.Г. Мельник высказал однозначное суждение, что тогда сгорели обе гробницы и что вскоре «над могилами Зосимы и Савватия появились новые гробницы»7. Развивая эту мысль, о. Лонгин в составленном им современном «Сказании об обретении святых мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и о перенесении их в новопостроенную церковь монастыря» замечает, что устроение новых гробниц было завершено к 1545 г., когда 2 сентября, в день памяти первоначальников монашества на Руси прп. Антония и Феодосия Печерских, состоялось «первое обретение святых мощей преподобных Зосимы и Савватия». По его мнению, именно с этим событием связано написание в 1545 г. двух икон Божией Матери «Боголюбская», неодинаковые размеры которых, возможно, обусловлены различием интерьеров новоустроенных часовен8.

На церковном Соборе 1547 г. прп. Зосима и Савватий были канонизированы9, а в 1566 г., после завершения строительства каменного Спасо-Преображенского собора, их мощи были перенесены в Зосимо-Савватиевский придел и помещены в деревянные раки работы новгородских мастеров. Судьба гробницы прп. Зосимы, оказавшейся на месте алтаря нового собора, вполне понятна: ее разобрали. А что стало с деревянной гробницей прп. Савватия, осталось неясно. Во всяком случае, монастырские описи конца ХVI и самого начала ХVII столетия хранят молчание о ней.

В 1622 г. могила прп. Германа вскрывалась: «В лето 7130 при игумене Иринархе было обретение мощей преподобнаго аввы Германа»10. Вовсе не случайно последующие описи Соловецкого монастыря 1632, 1640 и 1645 гг. упоминают деревянную «гробницу Германа» над его могилой. Это свидетельство начала почитания Германа на Соловках как местного святого. В описи монастыря 1668 г. вместо гробницы отмечена «часовня прп. Германа»11. Все это происходило задолго до официального прославления Германа, состоявшегося только в 1690 г. по грамоте архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия12.

В деревянной часовне прп. Германа во в.п. ХVII в. был погребен Маркелл — архиепископ Вологодский, бывший соловецкий игумен. Маркелл являлся пострижеником Соловецкого монастыря. В должности игумена он пребывал с 1639 по 1645 гг. При нем на северном дворе возвели двухэтажную каменную Портную палату. В 1642 г. Маркелл являлся даже одним из претендентов на должность патриарха. В 1645 г. он был поставлен «во архиепископа на Вологду». Скончался Маркелл 22 марта 1663 г. По завещанию тело его погребли в Соловецком монастыре 5 июня13. Впоследствии на Соловках возникло почитание архиепископа Маркелла. День его памяти приходится на 22 августа по нов. ст. — на Собор Соловецких святых14. На иконе начала ХХ в., изображающей всех соловецких святых, святитель Маркелл занимает одно из самых почетных мест наряду со святителем Филиппом, преподобными Зосимой и Савватием.

В середине XVIII столетия граверы братья Иван и Алексей Зубовы выполнили первое реалистическое изображение деревянной часовни прп. Германа. Это была небольшая прямоугольная в плане бревенчатая постройка с двухскатной деревянной кровлей, увенчанной небольшой главкой, и с прямоугольником окна в центре западной стены. Косая штриховка заполнения западного окна указывала на наличие здесь слюдяной окончицы15 (илл. 1). В 1753 г. на месте деревянной часовни зодчим из Холмогор была выстроена каменная, о чем подробно сообщает Соловецкий летописец конца ХVIII в.: «Построена часовня каменная четыреугольная с осмериком вместо прежней деревянной, где погребен был преподобный Савватий и где преподобный Герман почивает и архиепископ Вологодский Маркелл. От северной стены сделаны надписи две на каменных плитах с написанием». Одновременно рядом была выстроена часовня прп. Иринарха: «У оного дела мастер был холмогорец Михайло Авксентьев с товарищи. За работу им дано 125 рублев. При той же работе было черноработцев тритцать человек; найма ряжено во все лето по 8 рублев человеку, и того 240 рублев. К оным часовням на связи пошло железа заводскаго полосоваго 50 пудов 24 фунт 24 фунта...»16

Часовня Германа сохраняла свой облик в следующем столетии. Архимандрит начала ХIХ в. Макарий сообщает, что эта постройка «четвероугольная с осмериком»17. Аналогичное описание приводит в своей книге и архимандрит Досифей18.

Изображение каменной часовни имеется на ряде гравюр. Четверик покрыт четырехскатной крышей. На четверике — восьмерик со световыми окнами. Венчает его барабан с главкой. Вход в усыпальницу расположен с запада, дверь прямоугольной формы19. На чертеже 1790 г., составленном инженер-подпоручиком Васильевым, Германова часовня показана к югу от Никольской церкви20. По приложенному масштабу ее размеры составляли 1х2 сажени.

Досифей привел надписи на каменных плитах, вмурованных в стену на правой при входе стороне (о погребении Германа) и на левой (о погребении Савватия и Маркелла):

«Прямо сего гробъ Преподобнаго Германа, пришедшаго на островъ съ Преподобнымъ Савватиемъ въ лето 6937, жилъ съ Преподобными Зосимою и Савватиемъ и по нихъ всего 55 лет, преставися въ лето 6992».

«Зде погребенъ бысть Преподобный Савватий, Соловецкий Чудотворецъ, по пренесении его мощей съ Выга реки изъ Сороки въ лето отъ Адама 6979, а отъ Рождества Христова 1471. Преставися въ лето от Адама 6943, а от Рождества Христова 1434. Отъ преставления до пренесения прейде 36 летъ».

«Здесь погребенъ Маркеллъ, архиепископъ Вологодский; преставися въ лето отъ Адама 7171, а отъ Рождества Христова 1662 марта 22 дня. Тело же его по завещанию его привезено на обещание, въ Соловецкий монастырь то же года июня 5 дня. Игуменомъ был 6 летъ»21.

В 1859 г. часовню ХVIII в. сменило существующее здание церкви, которое оказалось в подклете построенного одновременно с ней Троицкого собора. В описях 1866 и 1899 гг. о церкви прп. Германа сказано: «... с западной части выдается на пять три четверти аршин, кровля ее на два ската, на ней одна глава малая покрыта железом и окрашена кобальтом, крест деревянный восьмиконечный вызолочен червонным золотом на мардане». Помещение церкви было вытянуто: «Внутри церковь длиною 15, алтарь 6,5 аршин, шириною 7 аршин 2 вершка». Первая опись этой церкви 1866 г. отмечает четыре окна в алтаре (одно заложено) и пять в самой церкви. Во всех — решетки. Входные двери с запада — деревянные. Снаружи их дополняли решетчатые железные двери. В церкви имелся иконостас22.

В книге архимандрита Мелетия 1881 г. дано следующее описание интерьера церкви: «Здесь посреди церкви стоит бронзосеребряная рака над могилою, где покоятся мощи Преподобного Германа в земле под спудом. Внутренность храма расписана масляною краской. Предалтарный иконостас столярной работы с живописными работами нашего времени. На левой стороне от входа во храм, близ стены, почивают под спудом мощи святителя Маркелла, Вологодского архиепископа, бывшего ранее игуменом в Соловецком монастыре, как видно из надписи на плите, вырезанной над могилою святителя. Храм холодный, в нем бывает ранняя литургия в летнее время по заказу богомольцев за упокой их родных и присных»23.

Интерьер церкви Германа этого времени запечатлела единственная фотография, выполненная в конце ХIХ в. Яковом Лейцингером. Пол побеленного сводчатого помещения выстлан квадратными белокаменными плитами. Вдали одноступенчатая солея. К ней и царским дверям ведет ковровая дорожка. Иконостас достаточно скромный. На южной стене в межоконных просветах — по иконе. С потолка свисает изящное паникадило с 12 свечами. Окна с летними рамами забраны железными фигурными решетками. У южной стены напротив мемориальной доски установлена рака прп. Германа на невысоком каменном постаменте.

Престольный праздник церкви во имя Германа, Соловецкого чудотворца, приходился на 30 июля по ст. стилю (на 12 августа по нов. ст.), на день обретения мощей преподобного в 1484 г.24

В советский период, во время существования на Соловках концлагеря (1923-1939 гг.), Германовская церковь была полностью разорена, ее интерьер уничтожен, хотя и не сразу. В 1923 г., когда создававшийся на Соловках концлагерь стал активно осваивать здания упраздненного монастыря, ее удалось отстоять. Прибывшая на Соловки комиссия Наркомпроса в составе П.Д. Барановского, Н.Н. Померанцева, Е.И. Силина отметила, что «церковь пр. Германа как типичный памятник своего времени остается полностью за отделом музеев» Наркомпроса25. Такой оценке немало способствовало то обстоятельство, что это была одна из немногих построек, не пострадавших во время мощного пожара 1923 г.

При концлагере в церкви прп. Германа располагался продуктовый ларек для заключенных26.

21 сентября 1925 г. на Соловках «в целях антирелигиозной пропаганды» было осуществлено вскрытие захоронения прп. Германа. Момент изъятых мощей был запечатлен на фотографии, на которой показан полный костяк, сложенный на плите27. До 1939 г. мощи прп. Германа наряду с мощами прп. Зосимы и Савватия находились в историко-археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения. После упразднения концлагеря они попали в Москву в Центральный антирелигиозный музей. В 1946 г. их передали в Ленинград, в Государственный музей истории, религии и атеизма, размещавшийся в Казанском соборе, а в 1990 г. вернули Русской Православной Церкви28. В 1992 г. мощи преподобных в торжественной обстановке в сопровождении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были доставлены на Соловки29.

К моменту начала раскопок в 1998 г. Германовская церковь представляла собой пустое помещение с земляным полом. Только при входе сохранилось два-три ряда белокаменных плит. В юго-западном углу, при входе, на одной плите имелось небольшое заглубление, оставленное молившимися коленопреклоненными людьми. Моление могло совершаться перед гробницей преподобного.

2. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ

а) Задачи исследования, начало раскопок

В последние годы в связи с возрождением Соловецкого монастыря и развитием Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника появилась возможность воссоздать данный историко-мемориальный и сакральный комплекс, предварительно проведя специальное археологическое исследование. Ряд существенных моментов в истории деревянных гробницы и часовни, а также самой церкви прп. Германа, требовал уточнения. Не было ясно, что представляли собой первые гробница и часовня прп. Германа, как соотносились между собой гробницы прп. Савватия и Германа. Не было ясно также, когда вообще появилась гробница Савватия. Опись монастыря 1514 г., в отличие от Жития, не говорит о гробнице Савватия, которая упоминается только в описи 1549 г. В таком случае встает вопрос, была ли она на момент пожара 1538 г., и сгорела ли во время него? Источники не дают ответа. Не было данных о подлинных размерах каменной часовни прп. Германа 1753 г., ее планировке и соотношении с планом существующей церкви 1859 г. Отсюда оставалась неизвестной точная топография могил св. Савватия, Германа и Маркелла в пространстве церкви середины ХIХ столетия. Имеющиеся в литературе высказывания о том, что могилы Савватия и Маркелла располагались непосредственно у северной стены помещения церкви 1859 г., были основаны на наличии здесь некогда вмонтированных в стену двух мемориальных досок. Однако эти доски в 1859 г.30 могли перенести из упраздненной часовни 1753 г., если последняя была полностью разрушена. Наконец, в границах часовни прп. Германа могли оставаться каменные надгробные плиты, в частности архиепископа Вологодского Маркелла. Его позднее белокаменное надгробие было случайно обнаружено нашей экспедицией в 3-й бойнице подошвенного боя крепостной стены к северу от Архангельской башни в 1997 г. в слое мусора времени пребывания на Соловках отряда Военно-морского флота (1939 — нач. 1960 гг.). Оставил после себя загадку и белокаменный «келейный крест» Савватия, который, согласно монастырским описям, в течение нескольких столетий находился в Германовской часовне. От него в земле должно было покоиться основание с отверстием, в которое он вставлялся.

В случае успеха локализации деревянных гробниц Германа и Савватия открылась бы возможность более определенно говорить о координатах остатков деревянного храма Успения Богородицы конца ХV в. — второй после Преображенского собора культовой постройке монастыря. Для археологии важно было также установить характер стратиграфии в этой древнейшей части монастыря, где раскопки никогда не проводились.

Первые исследования в церкви прп. Германа были осуществлены нами осенью 1998 г. Тогда времени хватило только на то, чтобы заложить небольшой разведочный шурф (1х2,75 м) для поиска каменной часовни 1753 г. В центральной части помещения я обратил внимание на небольшую полосу легкого всхолмления, проходившую от южной к северной стене. Такой едва различимый на земляном полу вал мог располагаться поверх старой кирпичной кладки. Раскрытие этого всхолмления подтвердило предположение, и вскоре под несколькими разновременными строительными слоями обнажился фрагмент восточной стены часовни прп. Германа 1753 г.

В 2002 и 2003 гг. исследования были продолжены. На этот раз был заложен раскоп от самого входа по всей ширине помещения (5,12 м) и длиной 10 м. Он включал 15 квадратов: 10 размером 2х2 м у южной стены и в центре церкви и 5 размером 2х1 м вдоль северной стены. Для наблюдения за стратиграфией оставлены три бровки. Раскоп должен был полностью охватить остатки древней часовни.

Методику раскопок определил характер памятника. На Соловках, где постоянно велись строительные и ремонтные работы, исследуемые объекты смело можно сопоставить со слоёным пирогом. Только слои «пирога» оказываются разновременными. В задачу входило последовательное изучение этих напластований сверху вглубь, в обратной последовательности по сравнению с той, в которой они отложились. Напластования разбирались с помощью совков, ножей. Далее шел повторный просмотр грунта на мелком сите с делением в 2 мм (ячейка 0,2х5 см)31. В общей сложности в Германовской церкви было зафиксировано десять слоев.

б) Верхние напластования (слои 1–3)

Слой 1 — самый верхний, тонкий. Это серый песок с современным мусором, а также с известковой крошкой и мелкими кусочками кирпича, осыпавшимися в отсыревшем помещении с потолка.

Слой 2 — серо-черный мелкозернистый песок, по сути, это загрязненный, ранее чистый серый песок, исполнявший роль подушки под плитами пола церкви 1859 г. Он включал современный мусор, на время бытования которого указали монеты достоинством 15 копеек 1967 г. и 3 копейки 1972 г. Среди мусора — небольшие куски толя, рубероида, битума, пятна засохшего цементного раствора, около 300 мелких фрагментов битых оконных стекол, 161 круглый гвоздь, 206 осколков бутылок, две пробки от шампанского, 11 пробок от винно-водочных напитков. Последние говорят сами за себя, указывая на продолжавшееся в советский период осквернение церкви, распитие спиртных напитков над могилами соловецких святых. А компактное пятно углей в центре помещения свидетельствовало о том, что однажды здесь даже был разведен костер.

Но в черном песке оказались находки и более раннего времени: кусок уничтоженной белокаменной надгробной плиты, оплавленный глиняный поливной электроизолятор соловецкого производства (в 1913 г. на Соловках была построена своя электростанция, был и свой гончарный завод). Данный электроизолятор, очевидно, связан с пожаром 1923 г. или 1932 г. В самом низу слоя у северной стены была обнаружена небольшая свинцовая пломба с изображением пятиконечной звездочки и с двухсторонней надписью «ОГПУ» — «УСЛОН» времени ГУЛАГа. К этому же слою следует отнести еще семь аналогичных пломб и монету 1923 г. Данные материалы сфрагистики и нумизматики советского периода (илл. 2) — свидетельство того, что отдельные плиты пола начали разбирать еще во время существования на Соловках концлагеря. Тогда же и началось образование слоя 2.

Слой 3 — желто-серый песок — низ непотревоженной подушки под белокаменными плитами пола церкви ХIХ в. В юго-западном углу раскопа он был потревожен ямой 1925 г., вскрывшей могилу прп. Германа.

в) Могильная яма 1925 г. после вскрытия погребения прп. Германа

У южной стены напротив плиты с надписью, сообщающей о жизни прп. Германа на Соловках, желто-серый песок содержал редкие включения черного песка — след современного перекопа. Здесь же неожиданно стали попадаться многочисленные разрозненные мелкие фрагменты темно-коричневого истлевшего дерева, похожего на остатки гроба. При дальнейшем углублении до отметки 0,4 м от пола ХIХ в. в 2002 г. было найдено 37 разрозненных разломанных костей человека, в том числе позвонки, фрагменты разломанной крышки черепа, кусок нижней челюсти с зубом. Теперь уже не оставалось сомнения, что перед нами современная уходящая вглубь яма над могилой прп. Германа. Она была ориентирована по линии запад — восток, ее размеры 1,3х2,3 м. Из могилы торчал какой-то уплощенный камень. В верхнем заполнении оказался железный инструмент с клиновидным концом и с остатком истлевшей деревянной ручки, который, очевидно, использовался в спешке для разбивания тяжеловесной плиты-основания под надгробием прп. Германа. Впоследствии оказалось, что это деталь лота — инструмента для измерения глубины моря, примененного здесь в иных целях.

Находка останков святого явилась полной неожиданностью, поскольку считалось, что все мощи были изъяты 21 сентября 1925 г. комиссией во главе с чекистом Коганом. Теперь стало ясно, что часть их оказалась сброшенной назад в могилу. Расколотые куски черепа, разломанный фрагмент челюсти с зубом, прочие мелкие фрагменты искореженных и сброшенных в яму костей святого Германа не оставляют никаких сомнений в том, что над его останками был совершен акт надругательства. «Антирелигиозная пропаганда» большевиков свелась к глумлению над прахом исторического деятеля Русской Православной Церкви и Русской земли.

Куски полусгнившей гробовины из могилы прп. Германа были уложены в коробку. Каждая из 37 косточек отдельно упакована, на все кости составлена опись. Затем остатки гроба прп. Германа и частицы его мощей Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник — организатор раскопок — передал в Соловецкий ставропигиальный Спасо-Преображенский монастырь. Наместник монастыря архимандрит Иосиф (Братищев) с самого начала раскопок был в курсе всех работ, наблюдать за которыми от братии он благословил духовника монастыря, игумена Германа (Чеботаря). 4 октября 2002 г. раскопки могильной ямы прп. Германа были приостановлены до следующего лета. А 19 июня 2003 г. прибывшая на Соловки специальная комиссия, в состав которой входил зав. отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор В.Н. Звягин, пришла к заключению, что 36 костных останков из 37, «вероятно, относятся к одному скелету мужчины европеоидной расы, выше среднего роста, умершего в возрасте старше шестидесяти лет». Часть разломанных костей из могильной ямы даже совпала с мощами прп. Германа, которые хранятся в раке в монастыре.

Продолжившиеся в начале июля 2003 г. раскопки ямы № 1 пополнили количество костных останков до 216. Их атрибуция, проведенная 29 июня — 3 июля 2004 г. В.Н. Звягиным и Н.В. Нариной, позволила уточнить анатомическую характеристику останков прп. Германа как принадлежащих человеку в возрасте 60–70 лет и ростом 166–170 см. В.Н. Звягин подобрал и подклеил фрагменты черепа.

В заполнении могильной ямы прп. Германа по-прежнему находили многочисленные мелкие разбросанные куски гробовины. Но один из них был очень крупным, длиной около 30 см и толщиной 8–10 см. Он указывал на то, что прп. Герман был, скорее всего, погребен в долбленой колоде. Сюрпризом явилась находка 14 больших кусков бересты, залегавшей в яме слоями вперемежку с костями и песком. Их параметры: 44х28, 40х11, 52х56, 55х49, 37,5х25, 52х21, 50х34, 55х29, 52,5х51,5, 48х24, 52х26, 45х18, 41х10, 46х14 см. В сумме это составляет чуть более 2 кв. м (20645,75 кв. см). Первое предположение: берестой был обернут гроб для лучшей сохранности. Но сама береста достаточно прочная и не производит впечатления очень древней, тем более ХV–ХVI вв. Не исключена трактовка данных кусков бересты (по-древнерусски — «скалы») и древесины как специального наката над могилой. Аналог находим в могильной яме святителя Филиппа конца ХVI в., закрытой сверху двумя рядами досок и бересты. При обретении мощей игумена Филиппа в мае 1646 г. была выявлена следующая конструкция его могилы: «А сверху гребком згребли доски верхние, да под тем скалы, да другие доски, другая ограда, потом скала, да гроб дощаной»32.

Среди находок, имеющих непосредственное отношение к погребению прп. Германа, в яме были найдены бронзовая шаровидная пуговица с петелькой, украшенная тисненым орнаментом, и медная позолоченная пластина с буквами «IХ», вероятно, от Священного Писания. Обращает на себя внимание и плоский валунный камень, сброшенный в 1925 г. на край ямы при ее засыпке (илл. 3). В ХV в. он мог лежать на могильной насыпи, отмечая место погребения Германа.

Могильная яма Германа оказалась на удивление неглубокой, всего 0,35 м от уровня древней поверхности земли. Объяснение этому удалось найти в «Насказании о Соловецкой обители» — произведении 1617/1618 гг. Там сообщается об обычае хоронить на территории монастыря в неглубоких ямах вровень с землей: «И погребают их со землею наровень»33. Такой обычай действовал даже в начале ХVII в. Трудно сказать, было ли это связано с тяжелым грунтом, изобилующим камнями и валунами, или же за этим стоит некая смысловая или идейная подоплека.

г) Руины каменной часовни 1753 г.

Слой 4, лежащий под подушкой серо-желтого песка, представлял собой известковую проливку, или стяжку. В 50-е гг. XIX в. ею были залиты сверху остатки кирпичной кладки стен часовни 1753 г. и засыпка из валунов прохода между этой часовней и Никольской церковью. Руины каменной часовни середины ХVIII в. оказались в юго-западном углу помещения поздней церкви. Под известью проявились контуры западной, северной и восточной стен на валунном основании. Южная стена часовни уходит под южную стену церкви ХIХ в.; трассы этих стен практически совпадают. Внутреннее пространство часовни ХVIII в. по размерам было ровно в четыре раза меньше помещения церкви ХIХ в. (2,9х6,55 м — 18,9 кв. м против 5,12х15,36 м — 78,6 кв. м). Внешние параметры постройки XVIII в. составляли около 4,9х8,4 м.

Часовня 1753 г. была сложена из кирпича 9х18/19х29/30 см. Ее северо-западный угол оформлялся лопаткой шириной 0,85 м на северном фасаде и 0,8 м на западном. Западная стена к югу от лопатки сохранилась на участке длиной всего 1 м. Она идет двумя уступами шириной 0,75 и 0,6 м, а далее — северный откос дверного проема, в основании которого лежит уплощенный валун. Северная стена в западной части прослежена на участке длиной только 1,2 м. Ее ширина 0,95 м. Прослежен северо-восточный угол часовни также с лопаткой. Кирпичная кладка восточной стены шириной 0,95 м сохранилась в длину на 2,2 м. Южнее она разрушена до валунов фундамента, которые после слома часовни забросали кусками извести — строительным мусором. Общий план часовни 1753 г. прямоугольной формы с угловыми лопатками и дверным проемом со слегка скошенными стенками достаточно легко реконструируется.

Слой 5 — желтый крупнозернистый песок внутри часовни 1753 г. на уровне нижнего ряда разобранной кирпичной кладки ее стен. Толщина слоя 10–20 см. Сверху он частично был перекрыт упомянутой выше известковой проливкой-стяжкой 1859 г. Песок — засыпка под полом часовни, куда попали предметы в промежуток времени между 1753 и 1859 гг. Это в основном строительный мусор — редкие кусочки извести, щепочки, кованые гвозди, обломки белёсого и прозрачного оконных стекол, фрагменты кирпичной плинфы больших размеров (пол 1753 г.?), битые кирпичи (7,5х15,5х32,5 см), куски белокаменных блоков, фрагменты поливной цветной керамической черепицы. Но здесь найдены также обломки белокаменного надгробия с орнаментом (в описи 1705 г. упомянута каменная гробница Савватия)34, коническое донце от стеклянной лампады, три медные монеты: 2 копейки 1817, 1818 гг. и полушка 1851 г. В конце первой четверти ХIХ в. в часовне явно была какая-то перестройка или ремонт, о характере которого стало ясно чуть позже.

Ниже песка шел слой 6 — известковая проливка-стяжка пола каменной часовни 1753 г.

д) Погребение святителя Маркелла 1663 г.

Упомянутую выше проливку пола часовни 1753 г. пробивала в западной части яма 1925 г. на месте могилы прп. Германа, а в северо-восточном углу часовни появилась другая яма (№ 3) с округлыми краями размером 0,8х2,2 м. Заполнение последней состояло из мелкозернистого песка с включением известковой крошки и битых кирпичиков. На глубине 0,3–0,35 м от верха в ее западной части было обнаружено семь брошенных разрозненных костей ног. Край одной кости был срублен под углом каким-то острым инструментом, скорее всего лопатой. Такое могло произойти во время копки земли под фундамент каменной часовни. По краям ямы показались стенки гробовины, покрытые слоем полуистлевшей бересты. Всё это производило впечатление разрушенной могилы: само погребение было изъято из гроба, а затем в гроб с землей бросили кости. Однако после зачистки дна гроба стало ясно, что это не дно, а просевшая и сильно прогнувшаяся внутрь гробовины ее крышка. Под ней явственно виднелись выпуклые очертания костей ног, таза и черепа. Погребение оказалось не тронуто. В 1753 г. могильная яма была вскрыта до крышки гроба, а затем засыпана. В эту засыпку и сбросили кости ног еще одного какого-то погребения.

Северный и восточный края ямы были срезаны фундаментным ровиком часовни 1753 г., над ними даже нависали камни цоколя. Из этого следовало, что могильная яма существовала еще до середины ХVIII в. Это могло быть погребение архиепископа Маркелла, так как яма располагалась напротив нишки в северной стене помещения (ныне пустой), в которой когда-то находилась плита с надписью: «Здесь погребенъ Маркеллъ, архиепископъ Вологодский; преставися въ лето отъ Адама 7171, а отъ Рождества Христова 1662 марта 22 дня. Тело же его по завещанию его привезено на обещание, въ Соловецкий монастырь то же года июня 5 дня. Игуменомъ был 6 летъ» (дата смерти пересчитана с ошибкой в один год, правильно читать: 1663 г.).

Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф (Братищев) с братией выразили заинтересованность в обретении мощей святителя Маркелла. 15 июля 2003 г. мы начали расчистку погребения и обнаружили на голове погребенного золототканый клобук. 16 июля, на праздник Перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, и в последующий день состоялось раскрытие мощей свт. Маркелла, облаченного в архиепископские ризы.

Святитель был погребен в деревянной гробовине так называемой антропоморфной формы — в виде человеческого тела: суженной в ногах, расширенной в плечах и имеющей суживающийся полукруглый выступ для головы (илл. 4). Длина гроба 2,3 м, максимальная ширина 0,85 м. Такой гроб выдалбливали из целого куска дерева — колоды. Крышка была также монолитная из дерева. Всё дерево истлело до толщины 5 мм. В изголовье прослежены крупные кованые гвозди, которыми была забита крышка. Ее забивали почему-то снизу: расположение гвоздей под углом вверх. Под голову погребенного была подложена дощечка, ныне истлевшая. По краям крышки гроба в слое тлена выявлялись мелкие кованые обивочные гвоздики. Ими прикреплялась береста, фрагменты которой сохранялись под шляпкой.

Маркелла похоронили в архиепископском облачении. На его голове был расшитый золототканый клобук. У левого виска на клобуке — изображение крылатого херувима и надпись «херувим» (илл. 5). На лбу — изображение Спасителя в нимбе. На верхней части — два параллельных круга из обшитой бронзовой проволоки, служившей для скрепления частей клобука.



Источник: http://www.solovki.info/?action=archive&id=278#ddd
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (16.03.2009)
Просмотров: 724 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024