Категории каталога

Мои статьи [7]

Форма входа

Друзья сайта




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пятница, 17.05.2024, 11:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт об археологии www.arheology.ucoz.ru
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Владимир Буров Церковь преподобного Германа Соловецкого ХIХ в.: история и археология часть 2.

Одеяние составляла фелонь и омофор золототканого шитья. Золотная парча оказалась в плохом состоянии. Сама тканая основа сгнила, поверх нее плотно лежали тончайшие золотые нити, легко пушившиеся, лохматившиеся при расчистке. Целые куски фелони сохранились только на плечах. На левом бедре целым оказался фрагмент ткани небесно-голубого цвета, на уровне живота прослеживалась вышивка в виде цветов. На облачении имелись три пуговицы цветного металла. Под фелонью обнаружилась медная пряжка квадратной формы с куском кожаного ремня. Маркелл был обут в кожаные сандалии.

На его груди лежала панагия с остатком сгнившего тканого гайтана (шнурка) длиной 2 см. Панагия представляла собой деревянный резной круглый двухсторонний с небольшими выступающими сверху и снизу закругленными концами медальон размером 3,2х5,2 см и толщиной 0,6 см. Он был вставлен в узорчатую серебряную оправку с краями в форме треугольничков-зубчиков. В срочном порядке панагия была извлечена из погребения и передана на реставрацию в Соловецкий музей-заповедник В.А. Шапошнику. Им были проведены консервационные мероприятия и первое исследование этого памятника прикладного искусства середины ХVII в. Как установил В.А. Шапошник, медальон выполнен из двух тонких липовых пластин, соединенных между собой вверху и внизу двумя парами деревянных штифтов. Резьба ажурная, миниатюрная с мелочной проработкой тонкими штихелями, фоны сквозные. Дерево потемнело от времени, деструктурировано, деформировано, при высыхании дало сильную усадку. На лицевой стороне изображен «Вседержитель на троне в славе» с предстоящими по сторонам Богоматерью и Иоанном Предтечей (фигура утрачена) и серафимами у подножия и над троном. По сторонам в отдельных медальонах — четыре евангелиста (поясные изображения). На верхнем и нижнем выступающих концах — архангелы. На оборотной стороне — «Похвала Богоматери». В центре — Богоматерь с младенцем и с предстоящими ангелами в рост. По окружности в отдельных медальонах — восемь поясных пророков со свитками. На верхнем и нижнем концах — херувимы (илл. 6).

Сразу после раскрытия погребения Маркелла был поставлен вопрос о приглашении реставраторов по ткани. Изъятие облачения и обуви состоялось 16 августа. Его осуществили художник-реставратор высшей квалификации по тканям и коже Отдела научной реставрации Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Н.П. Синицына и ведущий научный сотрудник Отдела реставрации Государственного исторического музея О.Б. Лантратова. Все материалы поступили на реставрацию в Музей-заповедник «Московский Кремль»35.

Одновременно 16 августа произошло изъятие из могилы самого костяка, который был уложен в анатомическом порядке в специально подготовленный монастырем для этой цели деревянный гроб, обшитый алой материей с орнаментом в виде крестов. Затем святые мощи в гробу были перенесены монашеской братией с песнопениями в домовую церковь в Никольском корпусе.

2003 г. войдет в историю монастыря как год обретения мощей святителя Маркелла.

В свете печальной судьбы останков прп. Германа в XX в. невольно напрашивался вопрос, почему погребение Маркелла большевики в 1925 г. не тронули? Ответ, надо полагать, достаточно прост: к началу ХХ в. точное место его захоронения было забыто. Памятная же доска о Маркелле вводила в заблуждение, что его прах находится рядом с северной стеной помещения церкви, где на самом деле была забутовка из валунных камней, пролитая известковым раствором. К тому же, как теперь выясняется, в 1859 г. перед вымосткой пола могилу Маркелла присыпали слоем песка и закрыли линзой извести (очевидно, оставшегося раствора). Скорее всего, в это же время с могилы была убрана надгробная белокаменная плита, которая теперь оказалась в центральной части церкви и становилась препятствием для прохода.

Данная плита, как уже упоминалось, была найдена нашей экспедицией в 1997 г. в мусорной засыпке Головленковой тюрьмы. Ее параметры 0,75х1,83 м. В верхней ее части выбит четырехконечный крест, а внизу читается надпись в пять строк: «На семъ месте погребено тело Маркелла Архиепископа Вологодскаго бывшаго игумена Соловецкаго»36. Судя по наличию арабских цифр, плита поздняя и не соотносится со временем погребения. Тип эпитафии датируется концом ХVIII — п.п. ХIХ вв. Резко сузить дату появления плиты в часовне позволяет упоминание Маркелла как 34-го по счету игумена.

Дело в том, что в Летописце Соловецком, изданном в 1790 г., Маркелл указан под № 35, так же, как в труде Досифея 1836 г. и «Летописце Соловецком» 1847 г. издания. Но в начале ХIХ в. архимандриты Паисий (1813–1819 гг.) и Макарий (1819–1825 гг.) в своих трудах отмечают, что Маркелл был именно 34-м игуменом. Таким образом, плита была выполнена в 1813–1825 гг. Примечательно, что к тому же времени относятся и монеты 1817 и 1818 гг., выявленные в слое 5 песка. Они указывают на проведение каких-то ремонтных работ в часовне Германа. С учетом времени запаздывания попадания монет в слой установку памятной плиты следовало бы отнести ко времени архимандрита Макария. Однако точные сведения о ремонте часовни встречены не ранее первых лет правления архимандрита Досифея — под 1828 г.: «Две часовни преподобных Германа и Иринарха покрыты новым тесом и выкрашены»37.

Погребение Маркелла приходилось на северо-восточный угол каменной часовни 1753 г. Исходя из того, что монастырские описи сообщали, что святитель Маркелл был похоронен ВНУТРИ ДЕРЕВЯННОЙ ЧАСОВНИ прп. ГЕРМАНА, напрашивался вывод: границы каменной и деревянной часовен примерно совпадали. Но раскопки скорректировали данное заключение. При дальнейшем снятии слоев 7 и 8 выяснилось, что было два деревянных сооружения одно — малое, где были погребения прп. Савватия и Германа, другое большое, специально расширенное для погребения Маркелла.

е) Деревянная часовня 1663 г. и малая гробница начала ХVII в.

Слои 7 и 8 темно-серого и желтого песка, лежащие под известковой проливкой пола кирпичной часовни, являлись засыпкой, которой в 1753 г. прикрыли остатки разобранной деревянной часовни. Найденные в песке медные монеты не противоречат дате каменного строительства, хотя и «запаздывают» на 16 лет и 22 года: две монеты 1731 и 1737 гг. были чеканены при Анне Иоанновне, но находились в обращении еще в середине ХVIII в. при Елизавете Петровне (1741–1761 гг.).

От всего сруба деревянной часовни ХVII в. осталось единственное западное бревно толщиной 18 см, которое превратилось в труху темно-коричневого цвета (илл. 7). Оно располагалось внутри каменного здания 1753 г. и словно специально было оставлено строителями. Длина бревна прослежена только в северной части — 2,4 м, южный край уходил под плиты пола и не вскрывался. Но в любом случае его длина в пределах раскопа не могла превышать 2,8 м, так как южный край обрубала стена церкви 1859 г. Таким образом, ширина часовни не превышала 3 м. Восточное бревно часовни не могло быть прослежено, так как на его месте прошел фундаментный ров 1753 г. Если исходить из того, что это бревно явно лежало чуть далее могилы Маркелла, то общую длину часовни не трудно высчитать — 5,6–5,8 м. Следовательно, площадь деревянной часовни составляла чуть более 17 кв. м (3х5,8=17,4).

Датировать постройку можно по монетам. С внутренней стороны западного бревна (почти под ним) найдены две, очевидно, закладные серебряные «чешуйки» царей Михаила Федоровича (1613–1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.). Они чеканены из проволоки, очень тонкие (размером 8х15 и 9х13 мм). По поздней монете деревянную часовню Германа следует отнести ко времени правления Алексея Михайловича. Это совпадает со временем погребения Маркелла (1663 г.). Надо полагать, что именно в этот год и специально для погребения видного церковного иерарха, архиепископа Вологодского и Белоезерского, бывшего соловецкого игумена, и была осуществлена перестройка старой обветшавшей «гробницы» прп. Германа. Маркеллу определили достойное место, похоронив рядом с могилами прп. Савватия и Германа. В старой маленькой «гробнице» Германа для нового погребения не было места. Находки фрагментов керамического городчатого лемеха, имеющего прогнутость по форме барабана и главки, могут указывать на то, что главка новой часовни была еще и дополнительно украшена.

Знаменательно, что термин «часовня прп. Германа» впервые появился в описи 1668 г., сменив термин «гробница Германа» в описях 1632, 1640 и 1645 гг. При этом он стал отдельным заголовком описания постройки — «часовня Германа». Впервые опись 1668 г. упоминает и гроб Маркелла в часовне Германа38. Все это и является еще одним доказательством перестройки гробницы в часовню под погребение Маркелла.

От сруба самой первой постройки — гробницы — остались две канавки: западная пустая (рядом с бревном часовни 1663 г.) и восточная (шириной 18 см), дно которой заполняла труха от нижней части бревна. Промер позволил установить внешние параметры часовни по линии запад—восток — 3,1 м (илл. 8). Хотя южное и северное бревна были уничтожены строительством 1753 г., можно не сомневаться, что эта часовня была почти квадратной с внутренним пространством около 2,9х2,9 м. Могила прп. Германа размещалась почти по ее центру, примыкая к восточной стене: при входе еще оставалось небольшое пространство шириной 0,8 м.

Внутри древнейшей часовни отложился культурный слой (слой 9) — черный гумусированный песок с крупной галькой. Мощность его разная: к северу от ямы 1 — толщина 1–3 см, к югу — 5–10 см. Вокруг ямы отмечена 21 индивидуальная находка, все это исключительно гвозди, мелкие гробовые гвоздики и шляпки от них. Кроме того, черный слой здесь содержал 18 костных останков, включая зубы и мелкие обломки человеческих костей. Под черным песком была выявлена яма (2) неправильной формы, близкая к овалу 1,6х2,1 м, заполненная аналогичным черным мелкозернистым песком, также с немногочисленными мелкими фрагментами костных останков. Ее, собственно, и перерезала по центру вскрытая в 1925 г. могильная яма (1) прп. Германа, которая не дошла до самого дна второй ямы. Яма 2 явно предшествовала яме с погребением прп. Германа, ее большие размеры вполне соответствуют двойному погребению Савватия и Германа, чьи гробы первоначально стояли рядом. Очевидно, в 1622 г., когда согласно Соловецкому летописцу состоялось первое обретение мощей прп. Германа, поисковая яма была больших размеров и захватила прежнюю могильную яму Савватия. Тогда же, очевидно, Герман был перезахоронен по центру ямы 1622 г. Костные останки вне могилы Германа, прежде всего зубы, могли относиться к мощам прп. Савватия. Это подтвердила экспертиза, проведенная в июне 2004 г. В.Н. Звягиным. Отдельные частички мощей Савватия оказались и среди мощей Германа (результат перекопки прежней могильной ямы Савватия).

В северо-западном углу древнейшей постройки отмечена еще одна яма-перекоп, правда, небольшая (0,6х0,7 м) подтреугольной формы. В ней оказались бронзовые щипчики для снятия со свечей нагара. Их можно датировать не ранее первой четверти ХVII в., поскольку они изготовлены из вырезанной узкой полоски листовой меди и по внешнему виду напоминают продукт местного производства котельной мастерской, раскопанной нами в 2000 г. внутри Новобратского корпуса. Сама мастерская возникла только в первой четверти ХVII столетия.

Скорее всего, данная яма была выкопана под основание каменного креста Савватия. Этот крест постоянно упоминают монастырские описи, начиная с 1632 г. Из их контекста следует, что он и стоял именно в этом углу. Как показали наши исследования, белокаменный крест не был келейным, а его изготовили по распоряжению игумена Филиппа для обозначения могилы Савватия, мощи которого в 1566 г. были перенесены в Спасо-Преображенский собор39.

Археологических данных для точной датировки гробницы Германа нет. Как нет на ее месте и следов иной какой-либо предшествующей постройки. Отсюда возникает вывод, что в гробницу прп. Германа могли переименовать пустовавшую неразобранную гробницу прп. Савватия после перенесения его мощей в собор.

Раскопки не выявили следов пожарища 1538 г. на месте гробницы Савватия. Логично предположить, что самой гробницы в то время не было. Анализ письменных источников это подтверждает. Так, опись Соловецкого монастыря 1514 г. упоминает исключительно гробницу Зосимы — «Изосимов гроб»40. О гробе или гробнице Савватия там ничего не сказано. Первые известное сообщение о раке Савватия относится только к 1549 г. («Да у Саватея чюдотворца на раке образ Саватея чюдотвоца на золоте осми пядей... Да в сенех у Саватея чюдотворца икона в киоте Пречистая на красках четырех прядей, а посторонь ея чюдотворцы соловетцкие»)41. Следовательно, гробница Савватия могла появиться только в промежутке времени между 1514 и 1549 гг.

Возведение гробницы Савватия можно было бы ожидать в первой трети ХVI столетия — в период составления одной из редакций Жития прп. Зосимы и Савватия, упоминающей эту гробницу. Но в ней имеются два существенных противоречия, что указывает на более позднюю доработку текста о гробнице. Автор текста жития первой трети ХVI в. констатировал, что при нем гроб Савватия находился в могильной яме и был засыпан землей: «И ископавше гроб за олтарем церкви Пречистые Богородицы честнаго ея Успения, и тако погребоша честне святыя мощи преподобнаго Саватия, ПОКРЫША ЗЕМЛЕЮ со псалмы и песньми, ИДЕ ЖЕ ЛЕЖАТ И ДО СЕГО ДНЕ [выделено мной. — В.Б.], подавающе исцеления всем, иже с верою притекающим»42. Следовательно, в первую треть ХVI в., включая начало тридцатых годов, гробница Савватия не была построена. Поэтому не может быть принято во внимание другое сообщение, что гробница прп. Савватия была сооружена прп. Зосимой, который велел написать икону Савватия для установки поверх его гроба (который, как уже отмечалось, в это время покоился в земле): «И возгради гробницу над мощьми блаженаго Саватия, и в ней постави иконы — образ Господа нашего Исуса Христа и Пречистыя Богородица приходити на поклонение братии, и свещу повеле поставити над гробом преподобнаго... И совещевает с братиею, еже бы велети и образ написати блаженаго и поставити на гробе». Вскоре икона доставляется из Новгорода на Соловки, передается прп. Зосиме. «Он же постави ю НА ГРОБЕ святаго». А далее по тексту следует, что гроб Савватия уже является объектом поклонения: «Игумен же Зосима приходя в нощи, поя и моляся, имыи во устех псалмопение непрестанно, и коленопреклонения многажды творяше чрез всю нощь даже и до заутрении ко образу Владыкы Христа и того Пречистыя Матере, НАД ГРОБОМ стоящих блаженаго Савватия»43. Домысел о деяниях Зосимы разоблачает сообщение об иконе. Инок Мурманского Успенского монастыря на Онежском озере Митрофан рассказал, что соловецкие монахи не посмели дерзнуть написать образы преподобных угодников Божиих в течение 30 лет после их кончины, и потому на Соловках не было их икон44. Первое упоминание об иконе прп. Савватия действительно очень позднее — все в той же описи Соловецкого монастыря 1549 г.45

Таким образом, время сооружения гробницы Савватия должно приходиться на период после пожара 1538 г. и до составления описания монастыря в 1549 г. Думается, не ошибемся, если приурочим его к 1545 г., игуменству Филиппа (Колычева). В этом году сходятся несколько событий: 1) написание иконы Богоматери Боголюбской с Зосимой, Савватием и монашеской братией; 2) первое обретение мощей Зосимы и Савватия 2 сентября, связанное с подготовкой канонизации этих подвижников на соборе 1547 г.46

Подтверждает данный вывод и датировка слоя, залегающего ниже черного песка внутри гробницы. Слой 10 — серый песок с крупной галькой, насыпной. Он прослежен только в границах первой, древнейшей, постройки. В нем встречены мелкие кусочки кирпича, что указывает на дату: середина ХV в., игуменство Филиппа, при котором и началось на Соловках каменное строительство. Под слоем 10 шел материк — крупнозернистый желтый материковый песок.

Несомненно, «гробница» Савватия представляла собой закрытое наземном сооружении или, как пишет А.Г. Мельник вслед за М. Красовским, «род небольшой деревянной часовни»47. Монастырская опись 1549 г. сообщает о сенях гробницы Савватия: «Да в сенех у Саватея чюдотворца икона в киоте Пречистая на красках четырех пядей, а посторонь ея чудотворцы соловетцкие». В связи с этим М.И. Мильчик определяет гробницу Савватия как деревянный склеп с сенями48. Археологически сени не проследились. Возможно, они были небольшие и их разрушил фундамент западной стены часовни 1753 г.

ж) Другие погребения в часовне

Помимо частиц мощей прп. Савватия, Германа и мощей свт. Маркелла в границах Германовской часовни было засвидетельствовано еще два погребения. Одно из них располагалось непосредственно под деревянным саркофагом Маркелла. На уровне его ног неожиданно выявился лежащий ниже череп еще одного погребенного. Судя по отношению к фундаменту каменной часовни 1753 г., это погребение было сильно потревожено фундаментным рвом. Возможно, кости именно его ног были уложены в могилу Маркелла выше крышки гроба. Раскопки этого погребения не проводились, иначе были бы уничтожены остатки саркофага святителя.

К югу от могильной ямы Маркелла проследилось другое погребение. Яма также оказалась неглубокой, всего 0,43 м. Ширина ее 0,75 м, длина более 1,35 м (далее она уходит под фундамент часовни 1753 г., нарушившей погребение). Костяк лежит на спине вытянуто, головой на запад, руки сложены на груди. В заполнении ямы — редкие кусочки белой извести и мелкого битого кирпича. Это определяет дату — не ранее середины ХVI в. (когда при игумене Филиппе и началось каменное строительство на Соловках) и не позже 1663 г. (когда был погребен Маркелл в новой часовне). Все кости плохой сохранности, рыхлые. Стертые зубы указывают на почтенный возраст. Следов деревянной гробовины нет. Прослежена полоска бересты на груди 24х90 см и мелкий фрагмент бересты на лбу 2х8 см. Возможно, тело было завернуто в бересту или же это всё, что осталось от берестяного гроба. Для атрибуции этого погребения данных нет.

После окончания археологических исследований раскоп был засыпан мелко просеянным песком до первоначального уровня земли.

Подведем итоги раскопок церкви прп. Германа ХIХ в.

1. Установлено четыре строительных периода памятника:

1-й — 1545 г., возведение деревянной гробницы прп. Савватия, которая с 1622 г. стала именоваться гробницей прп. Германа;

2-й — 1663 г., строительство большой деревянной часовни прп. Германа;

3-й — 1753 г., разборка деревянной и строительство каменной часовни прп. Германа;

4-й — 1859 г., замена каменной часовни на церковь прп. Германа.

2. Выявлена планировка двух древних построек — гробницы и часовни.

3. Раскопки еще раз подтвердили правильность концепции Соловецкой археологической экспедиции о необходимости и важности для Соловков тщательных раскопок всех временных слоев и поздних построек ХIХ в. Как оказалось, истоки вытянутых пропорций церкви прп. Германа середины ХIХ столетия (1:3) восходят к удлиненным пропорциям каменной часовни 1753 г. (1:2), которая в свою очередь практически повторила план деревянной часовни позднего Средневековья (1663 г.).

4. Установлена топография могильных ям внутри древнейшей гробницы прп. Савватия и часовни прп. Германа.

5. Выявлены частицы мощей прп. Германа и прп. Савватия.

6. Обнаружено погребение святителя Маркелла 1663 г., изучен обряд погребения архиепископа XVIII в.

7. Собрана коллекция предметов материальной церковной и монастырской культуры ХVII–ХIХ вв., нумизматическая коллекция ХVII–ХХ вв., сфрагистическая коллекция свинцовых пломб ГУЛАГа.

Сокращения

ОРПГФ ГИКМЗ «МК» — Отдел рукописных и графических фондов Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»

РАН — Российская академия наук;

РГИА — Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург);

СПбИИ РАН — Санкт-Петербургский институт истории РАН.

1 Реставрация осуществлена под руководством архитектора-реставратора В.В. Сошина в сер. 1990-х гг. (Научно-исследовательский и производственный кооператив «Палата»).

2 Главная церковная и ризничная опись ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря 1866 г. Ч. I // ОРПГФ ГИКМЗ «МК». Кол. Соловецкой ризницы. Рук. 1433 (бывш. № 1282). Л. 159 об.

3 Житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев / Издание подготовлено С.В. Минеевой. Курган, 1995. Комментарии на С. 233 (только в Волоколамском списке).

4 Соловецкий патерик. М., 1991. С. 23; Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 54.

5 Летописец Соловецкий. М., 1790. С. 12.

6 Летописец Соловецкий. М., 1833. С. 21.

7 Мельник А.Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в ХV–ХVII вв. История. Архитектура. Оформление храмовых интерьеров. Ярославль, 2000. С. 17.

8 Дата (2 сентября 1545 г.) приведена со ссылкой на издание: Минея. Август. М., 1989. Ч. 1. С. 263. Сказание см.: Житие преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецкой обители первоначальников. Издание Соловецкой обители, 2001. С. 177, 179.

9 Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 99–100.

10 Летописец Соловецкий. 1790. С. 44.

11 Описи Соловецкого монастыря 1632, 1640, 1645, 1668 гг. (СПбИИ РАН. Кол. 2. Оп. 1. Д. 137. Л. 84–84 об.; Д. 139. Л. 78–78 об.; Д. 141. Л. 90 об.–91 об.; Д. 142. Л. 68–69).

12 Голубинский Е.Е. Указ. соч. С. 132, 428–429.

13 О Маркелле см: Досифей (Немчинов), архимандрит. Указ соч. С. 136, 140, 305; Летописец Соловецкий. 1790. С. 48; Краткое жизнеописание иже во святых отца нашего, святителя Маркелла, игумена Соловецкаго, впоследствии архиепископа Вологодскаго и Белоезерскаго // Соловецкий православный календарь. 1998. Издание Соловецкой обители. Б/м, б/г. С. 45–47 (здесь же литература).

14 Соловецкий православный церковный календарь. 1998. С. 45–47, 106.

15 Ровинский Д.А. Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884. Гравюра Зубовых неоднократно переиздавалась: Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря М., 1982. С. 73. Рис. 63; Вереш С.В. Эволюция облика Соловецкого монастыря по его изображениям // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 216. Рис. 4.

16 Летописец Соловецкий. 1790. С. 91–92.

17 Макарий, архимандрит. Описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1825. С. 31.

18 Досифей (Немчинов), архимандрит. Указ. соч. С. 241.

19 Ровинский Д.А. Указ. соч. № 10, 11.

20 Под № 7. Чертеж Васильева издан: Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря М., 1982. С. 55, рис. 42.

21 Досифей (Немчинов), архимандрит. Указ соч. С. 304–305.

22 Главная церковная и ризничая опись… 1866 г. Л. 159 об.–161.

23 Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881. С. 66.

24 Соловецкий православный церковный календарь. 1998. С. 96.

25 ОРПГФ ГИКМЗ «МК». Ф. 20. Списки и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря. 11 августа — 9 октября 1923. Д. 11. Л. 28.

26 Лихачев Д.С. Избранное. Воспоминания. Изд. 2-е, доработанное. СПб., 1997. С. 218.

27 Фотография неоднократно издавалась. См., напр.: Бродский Ю.А. Соловки. Двадцать лет особого назначения. М., 2002. С. 220.

28 Сказание о перенесении святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа из Санкт-Петербурга в Соловецкую обитель, бывшем в лето 1992-е // Житие преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. К 500-летию составления первой редакции жизнеописания преподобных Соловецких первоначальников. Издание Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 2003. С. 247–251.

29 Ныне они покоятся в раках в надвратной Благовещенской церкви.

30 Мельник А.Г. Указ. соч. С. 22, прим. 54; Описи Соловецкого монастыря ХVI в. Комментированное издание / Сост. Дмитриева З.В., Крушельницкая Е.В., Мильчик М.И. СПб., 2003. С. 173.

31 В раскопках приняли участие Андрей Буланов (Архангельск), Василий Притыкин (Соловки), Владимир Курмановский (2002 г.) (Москва). Все ответственные расчистки я выполнял сам. Надо отдать должное усидчивости А.Ю. Буланова, который на мелком сите тщательно просмотрел весь снятый грунт. Это позволило выявить очень мелкие находки.

32 Сапожникова О.С. Записка об обретении и перенесении мощей митрополита Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. C. 441.

33 Буров В.А., Охотина-Линд Н.А. Три произведения конца ХVI — начала ХVII в. о Соловецком монастыре // Книжные центры Древней Руси. Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб., 2004. С. 165.

34 ОРПГФ ГИКМЗ «МК». Рук. 1404, Опись 1705 г. Л. 107–107 об. («В той же часовни гробница каменная Савватия чюдотворца, оболочена крашениною синею»).

35 В настоящий момент ткань хранится в холодильнике и ждет своей очереди реставрации. Вопрос о передаче остатков облачения монастырю находится на стадии обсуждения.

36 Буров В.А. Археологические исследования крепости Соловецкого монастыря // Археологические открытия 1997 г. М., 1999. С. 16.

37 РГИА. Ф. 796. Оп. 109. Д. 1461. Л. 8.

38 Описи 1632, 1640, 1645, 1668 гг. (см. прим. 11).

39 Кресту прп. Савватия мы посвятили отдельную статью (в печати).

40 Описи Соловецкого монастыря ХVI в. С. 33.

41 Там же. С. 44–45.

42 Житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. С. 43.

43 Там же. С. 44.

44 Там же. С. 128.

45 Описи Соловецкого монастыря ХVI в. С. 44, 45.

46 См. прим. 8.

47 Мельник. Указ. соч. С. 14, прим. 60.

48 Описи Соловецкого монастыря ХVI в. С. 173.

Буров Владимир Андронович

Родился в 1948 г. в Москве. Выпускник кафедры археологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института археологии РАН и Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.



Источник: http://www.solovki.info/?action=archive&id=278#ddd
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (16.03.2009)
Просмотров: 1311 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 santapr  
0
Че-то с рсс не то

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024